Школьная тревожность.

Тревожность - эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

Тревога характеризуется ощущением внутреннего напряжения.При повышенном уровне личностной тревожности преобладают пессимистические установки: ожидания неудач, неприятностей, неуспеха. Обычно при высокой тревожности блокируется активность. Ребенок действует по принципу: чтобы избегать неприятностей лучше ничего не делать. Снижение активности может приводить к торможению развития ребёнка. Если активность не снижется, то на базе повышенной тревожности развивается невроз или формируется психологическая защита «Я», искажаются самовосприятие и самооценка. Тревожность может расти вследствие неуспехов в школе, неблагоприятной обстановки в семье, проблем в общении с одноклассниками и учителями, повышенной чувствительности и впечатлительности ребёнка.

Школьная тревожность – это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций – ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды:

  • состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальная состоятельность);
  • умение строить и поддерживать приемлемые отношения с учителями и одноклассниками (коммуникативная состоятельность);
  • состоятельность в деятельности: т.е. способность вносить свой вклад в жизнь класса и школы;
  • физическое пространство школы.

Причины появления школьной тревожности.

  • дизайн школьного помещения
  • школьные неприятности (двойки, замечания, наказания);
  • домашние неприятности (переживания родителей, наказания);
  • боязнь физического насилия (старшеклассники могут толкнуть, отобрать деньги);
  • неблагоприятные отношения со сверстниками (дразнят, смеются)

Дизайн школьного помещения как компонент образовательной среды является наименьшим стрессогенным фактором, хотя отдельные исследования показывают, что причиной возникновения школьной тревожности в некоторых случаях могут стать те или иные школьные помещения (темный длинный коридор, раздевалка, туалет и др.)

  • учебные нагрузки

Для полноценного отдыха и восстановления сил ребенку необходим как минимум один полноценный выходной в неделю, когда он может не возвращаться к выполнению домашних заданий и других школьных дел. Установлено, что учащиеся, получающие домашние задания на выходные, характеризуются более высоким уровнем тревожности, чем их сверстники, имеющие возможность полностью посвятить воскресенье отдыху.

  • неспособность учащегося справиться со школьной программой

Выбор учебной программы, не соответствующей уровню развития психических функций (мышления, память, внимание, речь), состоянию здоровья ребенка, имеющимся знаниям-умениям-навыкам способствует увеличению тревожности. При этом чем сложнее программа (и соответственно выше требования к способностям ребенка), тем ярче дезорганизующее влияние тревожности.

  • неадекватные ожидания со стороны родителей

Чем более родители ориентированы на достижение ребёнком высоких учебных результатов, тем более выражена у ребёнка тревожность.

  • неблагоприятные отношения с педагогами

Наиболее высокий уровень школьной тревожности демонстрируют дети из классов, где педагогический стиль учителя характеризуется одинаково высокой требовательностью и к «сильным», и к «слабым» ученикам, нетерпимостью к нарушениям дисциплины, склонностью переходить от обсуждения конкретных ошибок к оценкам личности учащегося. Также формированию тревожности могут способствовать завышенные требования педагога, не соответствующие возрастным возможностям детей.

  • смена школьного коллектива и/или непринятие детским коллективом

Тревожные школьники значительно чаще, чем их эмоционально благополучные сверстники, оценивают группу сверстников как ненадежную, доминантную, от­вергающую. Основными переживаниями тревожных подростков и юношей, связанными с общением со свер­стниками, являются тревога и зависимость. Поэтому ситуация установления новых взаимосвязей может выступать для таких детей мощным стрессогенным фактором усиливающим тревожность и, как следствие, снижающим эффективность их деятельности (как учебной, так и в плане общения, поведения).

Динамика школьной тревожности

Поскольку тревога является неотъемлемым элементом адаптационного процессабольше всего беспокойств по поводу школьной жизни испытывают первоклассники, для которых посещение школы представляет собой принципиально новую форму организации жизни. При этом школьная тревожность первоклассника «персонифицирована» в фигурах родителей: его опасения сконцентрированы вокруг нежелания огорчить близких людей. Как правило, после завершения адаптационного периода (от одного месяца до полугода)уровень тревожности у большинства детей нормализуется.

Ко второму-третьему классу тревожность в целом ниже, чем в первый год обучения. В то же время, личностное развитие приводит к тому, что расширяется спектр причин школьной тревожности:

Конец 4 класса и 5 классявляются нестабильным периодом в школьной жизни, который сопровождается изменением системы школьных требований и, соответственно, ведет к повышению уровня школьной тревожности.

Начиная с подросткового возраста, тревожность по отношению к школьной жизни может уже являться сложившейся личностной особенностью. При этом, несмотря на относительно стабильную социальную ситуацию развития, начало подросткового кризиса может способствовать повышению уровня школьной тревожности (особенно в 7 классе).

В старшей школе уровень школьной тревожности вновь возрастает. Однако эта тревожность неоднородна: если беспокойство 8-9-классников связано, прежде всего, с отношениями со сверстниками, то тревоги 10-11-классников обусловлены необходимостью личностного самоопределения и выбора дальнейшего жизненного пути.

Проявление школьной тревожности в поведении учащихся

Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными, порой неожиданными, способами, маскируясь под другие проблемы.

Среди признаков школьной тревожности универсальных для любого возраста стоит отметить ухудшение соматического здоровья учащегося. Тревожные дети часто болеют, и вынуждены по этой причине оставаться дома. У них возникают «беспричинные» головные боли и боли в животе, резко повышается температура. Особенно часто такие соматические нарушения случаются перед контрольными и экзаменами. Таким детям часто необходима консультация невропатолога, психолога, а иногда и психиатра.

Нежелание ходить в школу возникает в контексте недостаточной учебной мотивации, но свидетельствует в первую очередь о том, что ребенок чувствует себя в школе дискомфортно. Если учащиеся начальной школы, как правило, не идут дольше рассуждений на эту тему, то с переходом в среднюю школу могут появиться эпизодические прогулы, которые к 7-8 классу зачастую перерастают в систематические. Начиная со средней школы, довольно типичными становятся также прогулы контрольных и самостоятельных работ, «нелюбимых» предметов, уроков, которые ведут «плохие» учителя.

Излишняя старательность при выполнении заданий может также являться косвенным свидетельством тревожности ребенка. Стремление сделать все «как надо» и «быть лучше всех» могут указывать на конфликтность самооценки такого ребенка.

С конфликтностью самооценки связан и следующий признак школьной тревожности - отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий. Если какое-то задание не получается, ребенок может просто перестать пытаться его выполнить, что обусловлено в первую очередь механизмом «замкнутого психологического круга». Расшифровать этот механизм можно следующим образом: возникающая в процессе деятельности тревога частично снижает ее эффективность, что приводит к негативным самооценкам либо оценкам со стороны окружающих, которые в свою очередь, подтверждают правомерность тревоги в подобных ситуациях. Таким образом, тревожные дети, избегая потенциально тревожные ситуации, пытаются вырваться из этого круга (тревога-неудача-упреки-усиление тревоги)

Такая форма проявления тревожности особенно часто наблюдается в классах, которым гласно или негласно присвоен статус «самых слабых» в параллели. Учащиеся этих классов меньше работают на уроках, обычно не выполняют домашние задания.

Раздражительность и агрессивные проявления ребенка также могут выступать симптомами школьной тревожности. Тревожные дети могут «маскировать» эмоциональный дискомфорт тем, что огрызаются в ответ на замечания, проявляют излишнюю обидчивость в отношениях с одноклассниками, иногда доводящую до драк.

Рассеянность, или снижение концентрации внимания, только «физическое» присутствие на уроке характерны для детей, которые таким образом стараются избежать вызывающих беспокойство фрагментов школьной среды. В итоге они либо вытесняют тревожащие элементы из поля сознания, либо пребывают в мире собственных мыслей и идей, которые не вызывают тревоги, благодаря чему это состояние является для них наиболее комфортным.

Кроме возрастно-универсальных форм проявления школьной тревожности выделяют несколько вариантов, характерных только для учащихся определенных возрастов.

Так, школьная тревожность первоклассников может проявляться в страхе опоздать в школу/ на урок, в опасениях по поводу своих школьных принадлежностей (страх потерять, сломать); часто школьные впечатления не оставляют первоклассника и во сне, проявляясь в виде ночных школьных кошмаров (ребенку снятся ситуации из школьной жизни, которые вызывают эмоциональный дискомфорт).

В подростковом возрасте тревожность, становясь устойчивым личностным образованием, может опосредовать резкое снижение эффективности учебной деятельности в ситуации контроля знаний.

Тревожность, как устойчивое состояние, препятствует ясности мысли эффективности общения, предприимчивости, создает трудности при знакомстве с новыми людьми. В целом, тревожность является субъективным показателем неблагополучия личности. Но чтобы она сформировалась, человек должен накопить багаж неудачных, неадекватных способов преодоления состояния тревоги. Именно, поэтому для профилактики тревожно-невротического типа развития личности необходимо помогать детям находить эффективные способы, с помощью которых они могли бы научиться справляться с волнением, неуверенностью и другими проявлениями эмоциональной неустойчивости.

Тревожные дети нуждаются в психологической поддержке, внимательном отношении, помощи. С ними недопустимы резкость, авторитарные методы общения

 Основные рекомендации родителям:

  1. Ежедневно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи.
  2. Учитывайте возможности ребенка. Не требуйте от него того, что он не может выполнить. Если ему не дается какой-то предмет - лишний раз окажите ему помощь и поддержку. Не забудьте похвалить его.
  3. Необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка.
  4. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал.
  5. Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями.
  6. Стараться снизить до минимума количество замечаний.
  7. Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.
  8. Называйте своего ребенка по имени как можно чаще.
  9. Родители должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая ребенка.
  10. Избегайте состязаний и каких-либо работ, учитывающих скорость.
  11. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  12. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  13. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

Тест. Уровень тревожности вашего ребенка.

(опросник Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко)

Ответьте на вопросы. Затем подсчитайте количество утвердительных ответов.

1. Не может долго работать не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения задания очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о возможных неприятностях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что снятся страшные сны.

9. Руки обычно холодные и влажные.

10. Нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит спокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Если у ребенка замечено более 15 признаков, то имеет место высокий уровень тревожности;

Если у ребенка замечено 7-14 признаков, то имеет место средний уровень тревожности;

Если у ребенка замечено менее 6 признаков, то имеет место низкий уровень тревожности.

Источники:

https://refdb.ru/look/2148546.html

http://www.bestreferat.ru/referat-399029.html

http://mirznanii.com/a/196849/trevozhnost-u-detey

Педагог-психолог

МБОУ СОШ 547

Васильева Юлия Алексеевна.

 

viagra générique kamagra kopen viagra pour femme cialis en ligne kamagra online cialis générique kamagra 100 kamagra 100mg cialis bijsluiter cialis kopen viagra kopen levitra prix viagra online levitra générique
cialis bijwerkingen kamagra bijsluiter cialis uten resept levitra bijwerkingen viagra werking kamagra bestellen viagra pil cialis erfaring kamagra kopen levitra prijs viagra kopen apotheek levitra kopen cialis 20 mg viagra kopen cialis i norge hva er kamagra viagra effekt cialis 20 viagra nettbutikk levitra eller cialis cialis kopen in nederland kamagra kopen in de winkel viagra norge cialis pris

Н

а

ш

и

 

п

л

а

н

ы