Место работы, занимаемая должность: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №547 Красносельского района Санкт-Петербурга (ГБОУ СОШ № 547 Санкт- Петербурга), учитель русского языка и литературы.
Образование: Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт им. А.И. Герцена, 1986 год, специальность «Русский язык и литература», квалификация – учитель русского языка и литературы средней школы.
Учёная степень, учёное звание: Кандидат педагогических наук (СПбГУ), доктор педагогики (МУФО)
Квалификационная категория и год аттестации: Высшая квалификационная категория, 2024 год
Стаж работы (общий): 49 лет, в сфере образования: 46 лет
Стаж работы в данной образовательной организации: 6 лет
Профессия учителя – одна из самых важных, почетных и ответственных в нашей стране. Государство и народ доверяют учителю самое ценное, самое дорогое – нашу смену, наше будущее, наших детей. Через учителя осуществляется передача опыта предыдущих поколений молодому поколению. Учитель формирует личность будущих граждан, их мировоззрение, убеждения, преданность Родине. «Педагог – это инженер человеческих душ».
Книги, сформировавшие мой внутренний мир как учителя: А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», Е.А. Ямбург «Школа и её окрестности», «Формирование педагогической культуры будущего учителя». Межвузовский сборник научных трудов.
Реальность современного образования – это обучение иностранных учащихся в одном классе с российскими школьниками. Учитывается, что содержание образовательной программы по русскому языку не соответствует требованиям обучения иностранных детей в российских школах. Педагоги не владеют методикой преподавания русского языка как иностранного и вынуждены самостоятельно искать выход из затруднительного положения. Низкий уровень владения русским языком не позволяет иностранным учащимся усвоить школьную образовательную программу в нужном объёме.
Возникшая потребность способствовала созданию для такой категории учащихся учебного модуля для изучения РКИ и успешного его использования в устной и письменной речи при обучении в школе.
Целью пособия является создание практикума по обучению иностранных учащихся категории рода в русском языке.
Рецензенты: Панфилова Людмила Генриховна, эксперт Совета по образовательной политике при Комитете по образованию Санкт-Петербурга, кандидат педагогических наук.
Степихова В.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования СПб АППО.
В предлагаемом пособии представлена система упражнений, направленных на формирование лексико-грамматических навыков иностранных учащихся на начальном этапе обучения, которая разделена на три этапа обучения: I этап наблюдательный (упражнения на наблюдение, анализ и осмысление языковых единиц), II этап формирования грамматических речевых навыков (имитационные, подстановочные, трансформационные, репродуктивно-продуктивные упражнения), III этап развития речевых умений (мотивационно-ситуативные упражнения).
В основу формирования лингвистической компетенции на материале грамматической категории рода положены тематические признаки, учитывая количество существительных того или иного рода в составе выявленных тематических групп. При распределении заданий по тематическим группам, сначала были представлены существительные только мужского рода («Элементарные частицы»), затем существительные только женского рода («Жидкие вещества»), далее – только среднего рода («Философские категории»), также существительные и мужского и женского рода («Органы системы пищеварения») и, наконец, существительные и мужского, и женского, и среднего рода («Части верхних конечностей», «Части нижних конечностей», «Части внутренних органов», «Части строения растений») и др.
Такая методическая концепция, которая имеет одинаковый грамматический род, доказывает целесообразность соединения тематического и формально-структурного подходов в определении родовой принадлежности существительных на начальном этапе обучения иностранцев русскому языку. В пособии имеется 3 приложения.
Оценкой результативности представленного опыта служит уровень формирования УУД, достижения моих обучающихся в учебной и внеучебной деятельности. Показателем также является востребованность моего профессионального опыта педагогическим сообществом.
Реальность современного образования – это обучение иностранных учащихся в одном классе с российскими школьниками. Учитывается, что содержание образовательной программы по русскому языку не соответствует требованиям обучения иностранных детей в российских школах. Педагоги не владеют методикой преподавания русского языка как иностранного и вынуждены самостоятельно искать выход из затруднительного положения. Низкий уровень владения русским языком не позволяет иностранным учащимся усвоить школьную образовательную программу в нужном объёме.
Возникшая потребность способствовала созданию для такой категории учащихся учебного модуля для изучения РКИ и успешного его использования в устной и письменной речи при обучении в школе.
1. Румянцева Т.В. Типы упражнений при обучении иностранцев определению родовой принадлежности русских существительных в курсе «Язык специальности» // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. №113: научный журнал. - СПб., 2009. - С. 185-187 (0,4 п.л.).
2. Румянцева Т.В. Семантическая направленность при обучении иностранцев определению родовой принадлежности русских существительных в курсе «Язык специальности» // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. №116: научный журнал. - СПб., 2009. - С. 210-212 (0,4 п.л.).
3. Румянцева Т.В. Система упражнений, направленных на формирование у иностранцев навыков определения рода существительных в курсе «Язык специальности» // Научное мнение. № 10: научный журнал. – СПб, 2014. – С. 156-159 (0,4 п.л.).
4. Румянцева Т.В. Теоретические основы формирования лексико-грамматических навыков говорения в области профессиональной речи на начальном этапе обучения // Лингвистический и методический аспекты оптимизации обучения русскому языку в вузе. Материалы докладов и сообщений X международной научно-практической конференции. - СПб: Изд. СПГУТД, 2005. - С. 289-292 (0,2 п.л.).
5. Румянцева Т.В. Современная синтаксическая теория в практике обучения РКИ на начальном этапе. // Новые направления в изучении русского языка и методике его преподавания. Материалы докладов и сообщений XI международной научно-методической конференции. - СПб: Изд. СПГУТД, 2006. - С. 164-166 (0,15 п.л.).
6. Румянцева Т.В. Новые подходы к формированию лексико-грамматических навыков говорения в области профессиональной речи на начальном этапе (на примере родовой принадлежности имён существительных). // Современное состояние и перспективы обучения русскому языку в вузе. Материалы докладов и сообщений XIII международной научно-методической конференции. - СПб: Изд. СПГУТД, 2008. - С. 166-170 (0,3 п.л.).
7. Румянцева Т.В. Грамматическая категория рода существительных в современной научной и учебной литературе. // Русская словесность в системе высшего образования. Материалы докладов и сообщений XIVмеждународной научно-методической конференции. - СПб: Изд. СПГУТД, 2009. - С. 24-28 (0,25 п.л.).
8. Румянцева Т.В. Формирование родового значения существительных в аспекте РКИ. // Русский язык и литература в современном гуманитарном образовательном пространстве. Материалы докладов и сообщений XVмеждународной научно-методической конференции. - СПб: Изд. СПГУТД, 2010. - С. 211-213 (0,2 п.л.).
9. Румянцева Т.В. Категория рода существительных в обучении устному общению иностранных студентов-медиков на начальном этапе //XXXIX международная филологическая конференция. Выпуск 22. - СПб: Филол. факультет СПбГУ, 2011. - С. 210-212 (0,2 п.л.).
10. Румянцева Т.В. Оптимизация обучения распознаванию грамматического рода существительных студентов-медиков начального этапа обучения // XLмеждународная филологическая конференция. Выпуск 23. - СПб: Филол. факультет СПбГУ, 2012. - С. 186-189 (0,25 п.л.).
11. Румянцева Т.В. Общие педагогические основы обучения грамматике на неродном языке // Язык и культура в современном мире: актуальные проблемы и тенденции развития. Сб. материалов III межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 18 апреля 2013 г. / Под общ. ред. д. ф. н., проф. Н.И. Белуновой. – СПб: Изд. СПбГУСЭ, 2013 г. - С. 82-87 (0,4 п.л.).
12. Румянцева Т.В. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук на тему: «Формирование лингвистической компетенции иностранных студентов-медиков на материале грамматической категории рода». Специальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный). Филологический факультет СПбГУ, 2017.
13. Румянцева Т.В. К вопросу о психолингвистическом обосновании механизмов речемыслительной деятельности //Учёные записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. № 1 (61): научный журнал. – СПб, 2018. – С. 5-9.
14. Румянцева Т.В. Упражнения, направленные на формирование у учащихся-инофонов навыков определения рода имён существительных// НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ, ЦЕННОСТИ И ИННОВАЦИИ. Сборник статей по материалам XIV Всероссийской научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 25 февраля 2022.
15. Румянцева Т.В. Практика обучения инофонов русскому языку в сжатые сроки//ОТ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ К РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕКА. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой профессору Г.Д. Кирилловой, г. Майкоп, 26–27 апреля 2023.
16. Румянцева Т.В. Оптимизация процесса формирования лингвистической компетенции категории рода//КОНСОРЦИУМ ПО РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНОГО ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Сетевое периодическое издание «Инженер. Ру». 24 мая 2023.
17. Румянцева Т.В. Психолингвистическая природа механизмов говорения//КОНСОРЦИУМ ПО РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНОГО ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Сетевое периодическое издание «Инженер. Ру». 25 сентября 2023.
18. Румянцева Т.В. Семантическая категория родовой принадлежности русских существительных в курсе РКИ (русский язык как иностранный)//КОНСОРЦИУМ ПО РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНОГО ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Сетевое периодическое издание «Инженер. Ру». 25 декабря 2023.
19. Румянцева Т.В. Формирование словообразовательной компетенции иностранных учащихся в рамках инженерного образования//КОНСОРЦИУМ ПО РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНОГО ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Сетевое периодическое издание «Инженер. Ру». 13 мая 2024.
Тел.: приемная директора школы (812) 409-87-97. Адреса электронной почты:
info@school547.ru
school547@obr.gov.spb.ru